Глава 3. Тантрический аскетизм
Целомудрие и аскетизм как способы богоискательства известны не только на Востоке. "Дьявол хитер, но он страшен не тогда, когда приходит с копытами и рогами, а когда является в виде женщины - обнаженной, нежной, желанной" - писал св. Артемий в XVIII в.
Св. Августин, соблазняемый видениями, молил Бога дать ему достичь целомудрия даже во сне. даже в расцвете сил. Для достижения целомудрия люди калечили себя. Секта скопцов в России XVIII в. настолько разрослась, что для ее уничтожения потребовались объединенные усилия церкви и государственного аппарата.
Поступать так примитивно, подавляя одно желание другим или болью, не стал бы ни один йог или даос. Подавление желания или неправильная сублимация могут вызывать неврозы, расстройства здоровья или приводить к преступлениям. Правильная сублимация приносит успокоение, оздоровление. Сублимированная сексуальная энергия лежит в основе многих шедевров мировой культуры. Творцы их откровенно признавали необходимость для себя освободиться от напора сексуальной энергии.
В йоге путь сублимации принципиально иной. Потеря семени (бинду" - это потеря энергии, уменьшение жизненных сил мужчины. "Мужчина имеющий одно семяизвержение на сто коитусов, проживет тысячу лет", — гласит дао любви. (При этом следует отметить, что в восточном понимании, в отличие от европейского, коитус не обязательно включает введение пениса во влагалище с последующими движениями - фрикциями).
"Кто заставит свое семя течь вверх - тот и есть бог" — вторят тексты йоги. На этом умении основываются и Раджа-йога, и Кундалини-йога. Это позволяет Продвинувшемуся йогу проявлять телепатические, экстрасенсорные свойства. Одна из сект тантра-йоги практикует сношение только для того, чтобы удержать в себе бинду и втяну ее назад. При этом происходит освобождение — Самадхи. Аскет полностью контролирует свои чувства, он отвергает материальные блага. чтобы не быть зависимым от них; отвергает любые удовольствия и наслаждения, чтобы не отвлекаться от своего Пути. Главная задача — полное отстранение от мира. от любых мирских радостей и переживаний.
Такое отстранение не имеет ничего общего с отшельничеством (особенно в европейском понимании этою слова). Йог-аскет тщательно следит за своим телом, здоровьем, чтобы болезни не отвлекали от размышлений и продвижения по пути самосовершенствования. Он наблюдает мир, он участвует в нем, но он отстранен, до него не доходят бури внешнего мира.
Однако буря может разразиться не только вокруг, но и внутри йога. Половое влечение отвлекает от самопознания, расслабляет, поэтому необходимо научиться управлять им. Понижение сексуальности усиливает сосредоточение, а сублимация усиливает стойкость духа. Для снижения сексуального влечения в первую очередь используют методы, широко известные и зачастую применяемые стихийно: тяжелый труд до полного физического изнеможения, постоянное чтение молитв и пение мантр, чтение священных рукописей, совместные ночные бдения и др. Таким образом, снижение сексуальности не происходит буквально и прямолинейно, а практикуется постоянное и контролируемое недопущение сексуальных импульсов в сознание и подсознание, отклонений в сторону любых психологических процессов, которые могли бы возбудить йога.
Существуют, кроме того, и специальные приемы снижения "голоса" пола. Аскет строго соблюдает диету с весьма ограниченным содержанием животного белка и соли: перец, лук, острое, горькое, кислое исключаются. С утра проводится шесть очищений: кишечника (клизма), обмывание лица, полоскание рта, чистка зубов, промывание ноздрей, очищение языка специальной палочкой. Кроме того, кишечник массируется до и после очищений (уддияна и наули), челюсти массируются обеими руками. Молодым мужчинам рекомендуется 15—20 медленных приседаний над тазом с достаточно холодной водой, чтобы половые органы погружались в нее. После очищений, но до завтрака аскет может некоторое время медитировать в позе Орла, когда переплетенные ноги давят на половые органы. В течение дня йог несколько раз принимает позу Дерева, отстраняясь от окружающего, заряжаясь спокойствием, не оставляющим места для возбуждения.
Рекомендуются все сидячие позы. особенно со скрещенными ногами: садсахана, поза Лотоса, полу-Лотоса, связанного Лотоса, опасная поза, скрытая падмасана. Те же позы возможны и в перевернутом варианте. В тех случаях, когда желания упорны, некоторые йоги рекомендуют ужесточить выполнение упражнений. Например, обычно в падмасане скрещивают ноги так, чтобы пятки сильно давили на пенис и яички. Для усиления действия йог может положить кулаки в паховые складки и наклоняться вперед, касаясь лбом пола. При этом он держит глубокое дыхание. В тех же позах на фоне глубокого дыхания постепенно достигаются контроль над мыслями, полное успокоение.
Достигнув полного успокоения, йог учится отбирать "зерна мысли". Внезапно возникшая мысль рассматривается со всех сторон, определяется ее ценность - моральная, религиозная, практическая и др. Ненужная мысль отбрасывается, а значимая обсуждается в будущем с гуру. Одновременно происходит и развитие внутренней силы, которую можно назвать моральной: она поддерживает благородство и решимость человека в самых острых ситуациях. Так, отрешаясь от земных желаний, йог-аскет проходит свой земной путь, стремясь и приближаясь к совершенству.
|
|
|