"Камасутра" это прежде всего типичный научный трактат. Причем написан он был не для всех, а лишь для представителей высших каст Древней Индии. Знание "Кама Сутры", составленной на санскрите, являлось признаком большой учености.
Книга предназначалась в первую очередь для чтения раджей и "развитых женщин": царевен и гетер. Радже "Камасутра" была просто необходима. Дело в том, что, с точки зрения древних индийцев, царь должен был уметь делать три основных вещи: управлять страной, защищать подданных и предаваться удовольствиям.
О том, сколь значительное место в системе ценностей образованных индийцев занимал научный секс, свидетельствует характерная история. Одна ученая дама вызвала на диспут монаха. Ему очень не хотелось проигрывать, но в то же время он не владел искусством "Кама Сутры", так как хранил обет безбрачия. Монах попросил два месяца на подготовку.
Как раз в ту пору скончался молодой раджа. Монах, недолго думая, переселился в его тело, оставив свое ученикам на сохранение, и в течение двух месяцев ничего не подозревавшие жены раджи обучали монаха любовным премудростям. В конце концов жены почувствовали неладное - слишком уж умным стал им казаться их супруг.
Тогда хитроумный монах срочно вернулся в свою прежнюю телесную оболочку. В итоге монах ученую даму переспорил. К слову, научная форма для изложения такого рода сведений была совершенно необходима. Если бы содержание книги не было облечено в форму чисто рассудочной классификации, это было бы воспринято читателями как своего рода литературное хамство.
Особо следует отметить, что "Камасутра" не просто "технологическая инструкция", но и этика-прикладное произведение. Браки в Древней Индии были, как правило, неравными. Невесте обычно было 8 - 13 лет, жениху - в 2 - 3 раза больше. Зачастую до свадьбы молодожены не видели друг друга ни разу. Совместная жизнь начиналась с постепенного, сексуального обучения мужем его молодой супруги. Институт "первой брачной ночи" отсутствовал.
Помимо этого, "Камасутра" служила своего рода "уставом", регулировавшим внутри гаремные отношения. На первый взгляд, в этой книге много забавных и малопонятных европейцу моментов. Например, поведение сексуальных партнеров очень часто приводится в соответствие с действиями животных и птиц. В данном случае надо помнить, что люди, жившие в традиционном обществе, были гораздо ближе к природе, чем мы.
Они прекрасно представляли себе наиболее характерные черты и повадки окружавших их животных. Конечно, современному горожанину гораздо проще объяснить ту или иную сексуальную коллизию "на словах", а еще лучше - "на пальцах". Древнему индийцу достаточно было просто сказать: действуй, как олень или как кабан...
Особую сложность для понимания могут составить упоминаемые в "Кама Сутре" многочисленные "звуки близости": все эти "пхут", "сат", "сут" и т. п. Это не транскрипции звуков, а скорее, их названия. Любовные звуки часто издавались на вдохе. Европейцы, как правило, пользуются в этих случаях членораздельной речью.
Древние индийцы обходились соответствующими восклицаниями. Многих читателей может поразить обилие "садистских" моментов в книге: все эти бесконечные шлепки, удары и укусы. Согласно "Кама Сутре", любовное удовольствие "подобно состязанию, ибо любви свойственны распри и дурное настроение".
Вообще, древние индийцы обладали другим типом чувственности, нежели мы. Боль, порывистость, а также грубость, олицетворявшая мужественность, способствовали получению наивысшего удовольствия. Нам это чуждо потому, что мы более закрепощены и сосредоточены на социальных проблемах. Еще сто лет назад люди могли "сохнуть" и "умирать от любви". Сейчас этого не происходит.
Отношение древних индийцев к любви также было отличным от современного. В сознании индийцев отсутствовал индивидуализм. Они были убеждены в том, что, коль скоро родители выбрали им жениха или невесту, то они будут любить друг друга всю жизнь. "Камасутра" же выступала как один из главных помощников в деле укрепления семейных уз. Тем не менее, несмотря на ее столь древнее происхождение, "Камасутра", как мне кажется, может быть актуальной и сегодня.
Во-первых, это один из вариантов эротического чтения: очень часто "наукообразная" эротика оказывает более сильное распаляющее воздействие, нежели откровенно вульгарная.
Во-вторых, сексуально закомплексованным людям эта книга позволяет почувствовать себя более свободно, так как выглядит "солидно и убедительно".
В-третьих, сегодня, когда женщины становятся все более мужеподобными, есть необходимость дополнительной поддержки естественного баланса между полами, и здесь "Камасутра", узаконивающая "грубую" мужскую доминанту, оказывается весьма полезной.
|
|
|