Слово «импотенция» заставляет поежиться даже самого уверенного в себе мужчину. Во все времена проблема потери мужской силы беспокоила и пугала. Раньше о ней говорили вполголоса, сваливая вину на ведьм и колдунов. Позже пытались врачевать импотенцию с помощью психоанализа. В наши дни медики всерьез озаботились поиском лекарства от импотенции и, кажется, наконец, его нашли.
«Импотенция» термин латинского происхождения. Впервые он был использован в 1420 году в поэме Томаса Хокклива “De regimine principum” в значении «нехватка силы» или «беспомощность»: «Его импотенция простирается не настолько далеко, как его влияние». А в значении «потери сексуальной силы» термин впервые был использован только в 1655 году в «Истории церкви в Британии» Томаса Фуллера, где импотентом был назван сам папа римский. Но, разумеется, проблема мужского полового бессилия существовала задолго до того, как появилось слово «импотенция».
Как это не парадоксально, первое упоминание о половом бессилии можно найти в Библии, а именно в Ветхом Завете. Пострадал от этого недуга царь Давид, который прогневал Бога преступной любовной связью. Дело было так. Царь Давид польстился на жену своего преданного воина Урии Хеттеянина. В результате плотских утех неверная жена забеременела.
Хитрый царь, решив скрыть позор, отправил ее мужа в опасный поход, где тот и нашел свою смерть. Не долго думая, Давид взял овдовевшую любовницу в жены и, казалось бы, все у него должно быть хорошо. Но проступок блудливого царя прогневал Бога: «Зачем же ты пренебрег словом Господа, сделав зло пред очами его?». И в наказание Бог «отнял меч Давида», и тот растерял свою мужскую силу.
В те суровые времена царь, не способный к продолжению рода, вполне мог лишиться трона, поэтому советники Давида прислали к царю красивую юную девицу, в надежде, что она вернет ему половую потенцию. «Девица была очень красива, и ходила она за царем, и прислуживала ему; но царь не познал ее» (III Книга царств, 1:4). Так великий царь стал первым в истории импотентом.
На протяжении многих столетий люди не мирились с импотенцией и изыскивали способы ее лечения. Свои рецепты имелись уже у древних греков и египтян. Греческие лекари рекомендовали в качестве лекарства семена дурмана и цветки мужского папоротника, которые приписывалось принимать вовнутрь и использовать в качестве примочек и обертываний. Результаты такого лечения не всегда были удовлетворительными, однако, лекари не сдавались.
Неожиданный поворот в понимании полового бессилия произошел в Средние века, когда сексуальные проблемы стали относить скорее к компетенции церкви, чем медицины. Главной причиной импотенции церковные авторитеты назвали действие бесовских сил. В 1486 году был выпущен печально известный трактат «Молот ведьм“(”Malleus Maleficarum»), в котором напрямую говорилось о том, что половое бессилие — это результат чародейских заклинаний, которые насылают ведьмы. Пострадавшим от их чар книга рекомендовала несколько методов излечения, из которых самое надежное — найти и уничтожить ведьму. Средневековые импотенты восприняли совет буквально и рьяно взялись избавляться от причин своих любовных неудач.
Приблизительно в это же время был издан еще один труд, касающийся полового бессилия и его лечения — «Краткий трактат о людях, которые, будучи пораженными чародейством, неспособны к сношению с женами». В нем подробно описывались способы, которыми ведьмы насылают на мужчин порчу. При этом трактат предлагал также некоторые средства борьбы против колдовских чар. По мнению авторов трактата, от импотенции хорошо помогали регулярные молитвы, обрызгивание стен дома собачьей кровью и обнесение вокруг дома рыбьей желчи.
Более прогрессивный взгляд на проблему импотенции возник только через сто лет. В 1563 году доктор Иоганн Вейер высказал предположение, что половое бессилие не обязательно является результатом действия злых чар, а может возникнуть вследствие естественных причин, а также быть побочным эффектом использования некоторых лекарственных средств. Однако, как все новое, идеи Вейера были приняты не сразу даже просвещенными людьми. А уж среди обывателей связь импотенции с колдовством казалась проще и понятнее, чем загадочные «естественные причины», поэтому она и сохранилась до XIX века.
На Руси проблема полового бессилия беспокоила мужчин ничуть не меньше, чем на Западе. «У которого человека михир не встанет, и ты возьми оленьего мозгу из кости, изотри в воде и дай человеку пити. От того будет михир стояти», — именно так рекомендовали лечить импотенцию (она же «невстаниха») в рукописном лечебнике XVIII века. Отечественные знахари предлагали и другие, не менее экзотичные рецепты лечения мужского бессилия.
Например, предлагалось «мазать срам» смесью куриного сердца с оленьим салом или съесть тридцать тушеных в горшке воробьев. Насколько были действенны такие методы, история умалчивает. Также большой популярностью у русского народа пользовались заговоры: как те, что избавляли от импотенции, так и те, с помощью которых ее можно было наслать. Самое интересное, что даже в наши дни в отдаленных деревнях подобные заговоры все еще используются. Так что если вы где-нибудь услышите: «Как борода у петуха болтается, так бы и у раба Божьего (ваше имя) все болталось», — берегитесь, на вас насылают «невстаниху»!
Научный подход в изучении импотенции возник только к концу XIX века. За изучение импотенции взялись не знахари и священники, а врачи и ученые. Первый серьезный труд на тему импотенции: «Половая слабость мужчин» (1883) принадлежал американцу Вильяму Хэммонду. Он считал, что причиной импотенции является мастурбация и ранние половые связи. Чем выше сексуальная активность пациента, тем быстрее он ее израсходует и заболеет половым бессилием.
|
|
|