Храмовые индийские танцовщицы своими изящными телодвижениями будоражат мужские умы многие сотни лет. Но мало кто знает, что баядерка - так еще называют индийскую плясунью - это не просто танцовщица, а сакральная проститутка, добровольно или в результате обета вступившая на путь свободной любви во имя служения своему божеству.
Голландский путешественник XVIII века Ставоринус в свое время раскрыл глаза европейцев на истинные нравы, господствующие среди индийских баядерок. «Если во время танца баядер зритель хочет получить удовольствие с одной из них, он может тут же удовлетворить свое желание за умеренную цену. Остальные женщины продолжают танцевать как ни в чем не бывало».
Ритуальная проституция в древности существовала почти во всех странах и считалась обыденным явлением. Вместо пренебрежительного «падшая женщина» жриц любви называли «избранницами богов». Эти дамы считались почетными членами общества, священными служительницами храмов. Их обожествляли и идеализировали, несмотря на «легкомысленное» ремесло. Вполне естественно, что проституция не считалась грехом, напротив, она поощрялась обществом как действо, угодное богу и человеку.
Когда на смену древним культовым обрядам, совершавшимся на открытом воздухе, пришли храмы, «женская свита бога» получила в них свою законную жилплощадь, где и занималась, как это называлось в то время, таинствами любви, а говоря проще, ритуальными совокуплениями.
Не обошел вниманием сакральную проституцию древнегреческий писатель и исследователь Геродот. В своей «Истории» он говорит: «В Вавилоне существовал храм Милитта. Каждая вавилонянка была обязана один раз в своей жизни отдаться в этом храме иностранцу». Наверняка поток туристов в Древнюю Вавилонию не иссякал. К тому же иноземцам не нужно было бояться супружеского гнева своей замужней пассии. Грозные вавилоняне только приветствовали распутные действия жен, освященные давней традицией. Богатые вавилонянки приезжали к храмам в колесницах, окруженные многочисленной челядью, чтобы привлечь взгляды приезжих купцов. У бедных все обстояло скромнее. Они входили за ограду храма и сидели там, повязав голову лентой, в ожидании «суженого на час».
Территория за оградой была разделена веревками на аллеи. Женщины располагались по одну сторону, а иностранцы, выбирая их, прохаживались по другой, бросая приглянувшимся дамочкам монеты. Отвергать мужчину, какой бы мизерной ни была плата, женщина не имела права. Исполнив свой долг перед родным Вавилоном и богиней-покровительницей, «одноразовая» куртизанка возвращалась домой. Но некоторые дамы, не отличающиеся красотой, случалось, проводили в храме более трех лет, прежде чем их выбирал какой-нибудь невзыскательный мужчина.
В других странах сакральная проституция была дорогой к счастливому замужеству. Так, у армян дочери наиболее знатных семейств развратничали от души в храме Анаитиса в течение нескольких лет, прежде чем выйти замуж. Некоторые девушки закреплялись за храмом насовсем и должны были развлекать жрецов и иноземцев. В Лидии подобный обычай позволял накопить значительные суммы на приданое.
На Ближнем Востоке священные проститутки расширили сферу своих интересов. Помимо непосредственных обязанностей они одновременно исполняли роль пророчиц. В Иерусалимском храме женщины жили в отдельных кельях, занимаясь ткачеством, вышиванием покрывал для божественных статуй. Такими же накидками покрывали и каменные фаллосы, установленные рядом с алтарем. Вместе с женщинами в храме проживали и мужчины, в обязанности которых входила дефлорация девственниц. Кстати, именно в Израиле проституцией занимались женщины, недавно вышедшие замуж. При этом новоявленные мужья вовсе не чувствовали себя обделенными, ведь жена выполняла почетную миссию.
На Кипре свобода нравов пошла еще дальше. Священнослужители, почитавшие богиню Афродиту, считали, что она сама была куртизанкой. Поэтому в Пафосе, как и в других божественных храмах, обязательно проживала группа сакральных проституток. Любой рожденный от них ребенок вполне мог стать царем страны.
Но особенно почтительно к храмовым жрицам любви относились в Индии. Так, в Южной Индии в тамильской касте ткачей каждая семья непременно отдавала одну из дочерей в божественные проститутки. Только в одном храме Танжор их насчитывалось более четырехсот. А в Травонкоре каждая танцовщица обязательно сочеталась браком со своим божеством, роль которого исполнял жрец. С этого момента она ублажала своим телом каждого прихожанина, явившегося поклониться в храм. А вечером преданная «супруга бога» окуривала лампадами идола, символизирующего ее благоверного, пела псалмы, воспевая любовь как высшее земное наслаждение.
Только позднее христианство заклеймило жриц любви по всей строгости нравственных законов. Но искоренить навсегда проституцию было не под силу даже Новому Завету. Свободная любовь за скромную плату, с точки зрения новых религиозных норм и морали, стала занятием постыдным, но… не менее прибыльным и выгодным, а значит, крайне жизнеспособным.
|
|
|